Мероприятие прошло в рамках Года педагога и наставника 24 апреля в Ульяновском педагогическом университете имени И.Н. Ульянова
В событии приняли участие в очном и дистанционном формате более 300 человек, из них свыше 20 – Народные учителя Российской Федерации и Советского Союза. Среди очных участников – 11 Народных учителей из 10 городов страны: Санкт-Петербурга, Благовещенска, Серпухова, Томска, Рязани, Тюмени, Мурома, Твери, Цимлянска и Ульяновска. В дистанционном формате к работе съезда подключились Народные учителя из Москвы, республик Калмыкия, Саха (Якутия), Белгородской области и других регионов. В России планируют проводить съезд Народных учителей на постоянной основе. С приветствием к участникам обратился директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ Алексей Благинин.
«Сегодня одна из самых главных стратегических задач, которая стоит перед страной – это обеспечить образовательный суверенитет. Сделать так, чтобы наша национальная система образования стала по-настоящему суверенной, независимой ни от кого, ни от чего. Задача не простая. Во многом ответ на вопрос формируется нашей отраслью, системой образования, педагогами. Бесценным ресурсом является опыт выдающихся практиков, ярких талантливых педагогов, чьи идеи прошли долгий путь от пробы пера до инновационных систем педагогической деятельности. И речь, конечно, о Народных учителях нашей страны. Сейчас важно расширять границы востребованного опыта Народных учителей, активно вовлекая их в процессы подготовки кадров, как на уровне педагогических вузов и колледжей, так и в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С этой целью в регионах открываются специальные центры, пространства, которые посвящены именам выдающихся Народных учителей и их лучшим практикам», – отметил Алексей Благинин.
На планарном заседании по теме «От студента до Народного учителя: трансформация опыта и векторы будущего» были заслушаны доклады Народных учителей Российской Федерации о значении педагогического опыта для настоящего и будущего российского образования, смыслах и ценностях педагогической деятельности.
«Сегодня почётные гости съезда – Народные учителя – делятся своим бесценным опытом с педагогами-практиками и студентами. К началу съезда мы приурочили открытие в вузе аудитории имени К.Д. Ушинского – основоположника российской педагогики, которого с полным основанием можно назвать народным педагогом России. Считаю, что главная ценность этого съезда – в демонстрации преемственности опыта поколений», – поделился ректор УлГПУ имени И.Н. Ульянова Игорь Петрищев.
Народный учитель Российской Федерации – высшее почётное звание за выдающиеся заслуги в области педагогики, которое присваивается указом Президента Российской Федерации. В настоящее время данным званием было удостоено всего 89 человек, среди них учитель физики Ишеевского лицея Ульяновского района, Народный учитель СССР Пётр Головин.
«Я уже 56 лет преподаю физику в школе, в том числе 43 года в Ишеевском лицее Ульяновской области. Через мои уроки прошли тысячи школьников, и я горжусь тем, что большинство из них состоялись в жизни, в своей профессии. Искренне рад возможности на съезде увидеться с Народными учителями и просто коллегами из других регионов и обменяться с ними своими профессиональными наработками», – рассказал Пётр Головин.
По итогам мероприятия участниками были выработаны предложения по обобщению и продвижению инновационных идей и педагогического опыта Народных учителей, а также дальнейшего развития инициативы УлГПУ имени И.Н. Ульянова по проведению съезда Народных учителей.
«В любой встрече интересно услышать тех, кто приехал поделиться своим опытом. Поэтому считаю, что подобное мероприятие должно проводиться на постоянной основе, например, один раз в три года. Было бы хорошо также создать некую ассоциацию Народных учителей для обмена опытом и наработанных практик», – прокомментировала Народный учитель из Санкт-Петербурга Людмила Мардер.